Как снизить сопротивление команды? Как эффективно управлять сотрудником в стрессе?

Как снизить сопротивление команды? Как эффективно управлять сотрудником в стрессе?

Начну с примера. В Fintex-компании поменялся руководитель отдела IT-разработки. Новый лидер сменил фокус развития, подходы к разработке продуктов. Разработчики быстро поняли, что на рынке им могут заплатить больше, и команда стала увольняться вслед за прошлым лидером. Те, что остались, выражали недовольство изменениями и при психологическом интервью обозначали, что они не поддерживают нового руководителя, но уходить пока не готовы. В итоге результативность работы резко снизилась, но компания продолжала искать новые подходы в повышении эффективности и снижении сопротивления команды.
Начну с примера. В Fintex-компании поменялся руководитель отдела IT-разработки. Новый лидер сменил фокус развития, подходы к разработке продуктов. Разработчики быстро поняли, что на рынке им могут заплатить больше, и команда стала увольняться вслед за прошлым лидером. Те, что остались, выражали недовольство изменениями и при психологическом интервью обозначали, что они не поддерживают нового руководителя, но уходить пока не готовы. В итоге результативность работы резко снизилась, но компания продолжала искать новые подходы в повышении эффективности и снижении сопротивления команды.
Самое интересное при этом, что бизнес всегда делает одну и ту же ошибку: руководители считают, что люди должны быстро все понять, быстро перестроиться и поменяться, изменить стратегии. При этом мало кто старается учитывать установки людей, их психологический профиль, стратегии поведения в стрессе.
Замечали, как по-разному на изменения в компаниях реагируют сотрудники? Для них любое изменение курса компании или появление нового руководителя – это стресс-фактор, а реакция на стресс у всех разная. Физиология предполагает три типа реакции на стресс - «стой, бей, беги». Например, кто-то тревожится, беспокоится, становится токсичным, сопротивляется изменениям - это реакция «бей». Кто-то выжидает, что все пройдет и успокоится, и тогда они будут действовать - это реакция «стой». Кто-то начинает искать работу или увольняется - это реакция «беги». Это лишь общие характеристики возможного поведения сотрудников и их стратегий, полный анализ возможен лишь тогда, когда идет сопровождение сотрудника не один год, а на протяжении всей его «жизни» в компании.
Замечали, как по-разному на изменения в компаниях реагируют сотрудники? Для них любое изменение курса компании или появление нового руководителя – это стресс-фактор, а реакция на стресс у всех разная. Физиология предполагает три типа реакции на стресс - «стой, бей, беги». Например, кто-то тревожится, беспокоится, становится токсичным, сопротивляется изменениям - это реакция «бей». Кто-то выжидает, что все пройдет и успокоится, и тогда они будут действовать - это реакций «стой». Кто-то начинает искать работу или увольняется - это реакция «беги». Это лишь общие характеристики возможного поведения сотрудников и их стратегий, полный анализ возможен лишь тогда, когда идет сопровождение сотрудника не один год, а на протяжении всей его «жизни» в компании.
Например, вы проводите диагностику состояния сотрудника на входе в компанию, затем через год вы можете посмотреть изменение психометрических показателей. Таким образом можно оценить, как сотрудник реагирует на события, которые произошли за этот период. Возможно, смена стратегии компании, смена руководителей, изменение курса повлияли на личностные черты, и сотрудник повысил тревожность. Черты личности способны меняться, как и стрессоустойчивость. Замер метрик и анализ позволяет управлять состоянием сотрудника и его эффективностью.
Например, вы проводите диагностику состояния сотрудника на входе в компанию, затем через год вы можете посмотреть изменение психометрических показателей. Таким образом можно оценить, как сотрудник реагирует на события, которые произошли за этот период. Возможно, смена стратегии компании, смена руководителей, изменение курса повлияли на личностные черты, и сотрудник повысил тревожность. Черты личности способны меняться, как и стрессоустойчивость. Замер метрик и анализ позволяет управлять состоянием сотрудника и его эффективностью.
Психика человека так устроена, что при столкновении со стресс-факторами сначала включается психологическая защита, происходит это неосознанно, а затем подключаются копинг-стратегии. Психологические защиты - это подсознательный процесс, о наличии многих из них мы можем даже не знать. А вот копинг - это стратегии совладания со стрессом, этому человек учится в течение жизни и может переучиться при необходимости, овладев другими стратегиями. Если защиты можно отнести к нашим «иммунным» клеткам, которые первые бросаются на помощь, то копинг-стратегии - это уже сознательные процессы, которые можно контролировать или использовать осознанно. Основная задача стратегий совладания со стрессом - это решение проблемной стрессовой ситуации или снятие эмоционального напряжения.
Психика человека так устроена, что при столкновении со стресс-факторами сначала включается психологическая защита, происходит это неосознанно, а затем подключаются копинг-стратегии. Психологические защиты - это подсознательный процесс, о наличии многих из них мы можем даже не знать. А вот копинг - это стратегии совладания со стрессом, этому человек учится в течение жизни и может переучиться при необходимости, овладев другими стратегиями. Если защиты можно отнести к нашим «иммунным» клеткам, которые первые бросаются на помощь, то копинг-стратегии - это уже сознательные процессы, которые можно контролировать или использовать осознанно. Основная задача стратегий совладания со стрессом - это решение проблемной стрессовой ситуации или снятие эмоционального напряжения.

При внедрении изменений компания/руководитель прежде всего сталкивается с психологическими установками сотрудников, а также с их психологическими защитами и стратегиями совладания со стрессом. Старайтесь их изучить и понять, это поможет легче внедрять изменения.

При внедрении изменений компания/руководитель прежде всего сталкивается с психологическими установками сотрудников, а также с их психологическими защитами и стратегиями совладания со стрессом. Старайтесь их изучить и понять, это поможет легче внедрять изменения.

Мы исследовали стратегии совладания со стрессом топ-менеджмента крупных компаний (оборот от 1 млрд. руб. до 3 млрд. руб. в год) и средних компаний (с оборотом от 300 млн. руб. до 1 млрд. руб. оборот в год). Результаты показывают, что стратегии крупных компаний отличаются от стратегий менеджмента средних компаний. Ключевые стратегии у топ-менеджеров крупных компаний, которые способствуют хорошему прорешиванию ситуаций и сохранению психики, лежат в трех плоскостях: планирования решения проблем, конфронтации и положительной переоценки. А вот в средних компаниях используют такие копинги, как положительная переоценка, социальная поддержка и планирование решения проблем. То есть конфронтации нет, так как нет такого отстаивания своих границ, как в крупных компаниях, больше присутствует подчиненность руководителю. Отсюда и поведение сотрудников: при изменении стратегии многие начинают реагировать криком и агрессией, потому что это их способ справляться со стрессом, снимать внутреннее напряжение. Но в то же время это способ решать проблемы, потому что после такого взаимодействия или воздействия действительно начинают активнее двигаться многие дела в компании.
Мы исследовали стратегии совладания со стрессом топ-менеджмента крупных компаний (оборот от 1 млрд. руб. до 3 млрд. руб. в год) и средних компаний (с оборотом от 300 млн. руб. до 1 млрд. руб. оборот в год). Результаты показывают, что стратегии крупных компаний отличаются от стратегий менеджмента средних компаний. Ключевые стратегии у топ-менеджеров крупных компаний, которые способствуют хорошему прорешиванию ситуаций и сохранению психики, лежат в трех плоскостях: планирования решения проблем, конфронтации и положительной переоценки. А вот в средних компаниях используют такие копинги, как положительная переоценка, социальная поддержка и планирование решения проблем. То есть конфронтации нет, так как нет такого отстаивания своих границ, как в крупных компаниях, больше присутствует подчиненность руководителю. Отсюда и поведение сотрудников: при изменении стратегии многие начинают реагировать криком и агрессией, потому что это их способ справляться со стрессом, снимать внутреннее напряжение. Но в то же время это способ решать проблемы, потому что после такого взаимодействия или воздействия действительно начинают активнее двигаться многие дела в компании.
Что касается психологических защит (о них мы еще поговорим отдельно), у сотрудников и в тех и других компаниях на первом месте стоит защита отрицание, то есть психика подсознательно защищает сотрудника от травм и заставляет игнорировать очевидные факты. Это может проявляться в том, что при сильном стрессе доказать ему что-либо невозможно, и спор может затянуться надолго.
Что касается психологических защит (о них мы еще поговорим отдельно), у сотрудников и в тех и других компаниях на первом месте стоит защита отрицание, то есть психика подсознательно защищает сотрудника от травм и заставляет игнорировать очевидные факты. Это может проявляться в том, что при сильном стрессе доказать ему что-либо невозможно, и спор может затянуться надолго.

Зная индивидуальные стратегии совладания со стрессом и психологические защиты каждого сотрудника, легче можно менять установки и доносить нужную информацию, а также осуществлять при необходимости психокоррекцию для повышения эффективности.

Зная индивидуальные стратегии совладания со стрессом и психологические защиты каждого сотрудника, легче можно менять установки и доносить нужную информацию, а также осуществлять при необходимости психокоррекцию для повышения эффективности.

Например, если сотрудник в стрессе применяет стратегию дистаницирования, то это говорит о том, что он будет стремиться избегать стрессовой ситуации, уходить от нее, пока не снизит свое эмоциональное напряжение. В этом случае может возникнуть ситуация, когда вы будете ожидать от сотрудника решений, а он, наоборот, будет уходить от них, откладывать их до определённого момента, и не потому, что он не хочет решать, а потому что так работает его прошлый опыт в сегодняшней ситуации. Это привычка, которая помогает ему справляться со стрессом, снижать уровень эмоционального напряжения. Это знание даст вам возможность понять, что вы можете не рассчитывать на данного сотрудника в сложных моментах, так как он будет, как Скарлет О’Хара - «я подумаю об этом завтра» и вернусь к этому вопросу позже. Другой вариант – наоборот, помочь ему с этими ситуациями справляться, научив новым стратегиям совладания со стрессом.
Например, если сотрудник в стрессе применяет стратегию дистаницирования, то это говорит о том, что он будет стремиться избегать стрессовой ситуации, уходить от нее, пока не снизит свое эмоциональное напряжение. В этом случае может возникнуть ситуация, когда вы будете ожидать от сотрудника решений, а он, наоборот, будет уходить от них, откладывать их до определённого момента, и не потому, что он не хочет решать, а потому что так работает его прошлый опыт в сегодняшней ситуации. Это привычка, которая помогает ему справляться со стрессом, снижать уровень эмоционального напряжения. Это знание даст вам возможность понять, что вы можете не рассчитывать на данного сотрудника в сложных моментах, так как он будет, как Скарлет О’Хара - «я подумаю об этом завтра» и вернусь к этому вопросу позже. Другой вариант – наоборот, помочь ему с этими ситуациями справляться, научив новым стратегиям совладания со стрессом.
Другой пример – выбор сотрудником стратегии социальной поддержки. Она предполагает, что для снятия эмоционального напряжения он нуждается в поддержке со стороны руководителя, и пока сотрудник не избавится от своего внутреннее переживания, он не будет способен начать что-то делать для решения стрессовых ситуаций.
Другой пример – выбор сотрудником стратегии социальной поддержки. Она предполагает, что для снятия эмоционального напряжения он нуждается в поддержке со стороны руководителя, и пока сотрудник не избавится от своего внутреннее переживания, он не будет способен начать что-то делать для решения стрессовых ситуаций.
Психологическое понимание мотивов поведения сотрудников в стрессовых ситуациях, предугадывание реакции на изменения - это один из важных факторов для снижения рисков в поведении сотрудников и потери прибыли компании.
Психологическое понимание мотивов поведения сотрудников в стрессовых ситуациях, предугадывание реакции на изменения - это один из важных факторов для снижения рисков в поведении сотрудников и потери прибыли компании.
Эта статья могла быть у вас в почте
Избранные материалы, которые не стоит пропускать, — в наших рассылках. Выбирайте и подписывайтесь — мы уже готовим письмо для вас.